СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Ссылки на он-лайн консультации с представителями республиканских предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ

06.04.2020

Ссылки на он-лайн консультации с представителями республиканских предметных комиссий ЕГЭ и ОГЭ 

(по субботам с 11.04.2020, начало ЕГЭ - с 11:00 час,

 ОГЭ - с 12:00 час.)

Резервная ссылка для подготовки к ОГЭ

основная ссылка для подготовки к ОГЭ

Основная ссылка по подготовке к ЕГЭ

Резервная ссылка по подготовке к ЕГЭ

Советы по подготовке к ЕГЭ

28.01.2021

Журнал

СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ШКОЛЫ
Подготовка к экзаменам / Планирование

Как психологически подготовить класс к ВПР или ГИА, когда все надеются на их отмену

В феврале, чтобы помочь ученикам подготовиться к ВПР и ГИА, проведите мероприятия в нескольких направлениях. В статье – готовая циклограмма на месяц. Есть темы для классных часов и родительских собраний. А еще диагностическая методика, которая поможет определить уровень тревожности учеников.

Чтобы помочь своим ученикам психологически подготовиться к ВПР и ГИА, создать в классе для этого благоприятную атмосферу, планируйте в феврале мероприятия в нескольких направлениях. Проанализируйте с помощью диагностики психологический климат в классе и уровень тревожности школьников. Проведите классные часы в формате тренингов и практикумов и организуйте встречи с родителями. Воспользуйтесь циклограммой на февраль.

Проведите диагностику психологического климата класса

Чтобы исключить факторы, которые могут негативно повлиять на подготовку и успешную сдачу ВПР и ГИА, к примеру, неблагоприятный психологический климат в классе, в феврале проверьте, насколько комфортная обстановка в классе. Для этого используйте две методики:

·         социометрия;

·         методика оценки уровня психологического климата в коллективе А.Н. Лутошкина.

Также вам пригодятся данные наблюдений за классом: общее впечатление от взаимодействия учеников, характер их взаимодействия при столкновении с учебной или социальной проблемой. Обратите внимание, сразу ли они конфликтуют, переводят обсуждение в критику, проявляют негативизм, сотрудничают, поддерживают друг друга.

При неблагоприятном психологическом климате ученики постоянно конфликтуют, спорят, жалуются друг на друга. В классе значительное число изгоев – 1/5 и больше от числа учеников класса, царит атмосфера взаимного неодобрения и ругани. В такой обстановке снижается учебная мотивация, школьники начинают прогуливать уроки. Ваша задача – оптимизировать внутригрупповую атмосферу. Рекомендуйте педагогу организовывать условия, чтобы ученики наблюдали здоровую модель социального поведения и чаще были довольны, находясь в классе. Это улучшит отношения между ними. А ситуации успеха помогут повысить учебную мотивацию школьников, их уверенность в себе.

ПРИМЕР. Существуют приемы, которые помогут создать ситуацию успеха. Предложил их доктор педагогических наук, профессор А.С. Белкин. Среди них: «Даю шанс» – раскрыть способности и скрытые таланты ученика с неожиданной стороны. Или «Эмоциональный всплеск»: экспромт учителя – он произносит слова, которые ждет ребенок и которые ему могут помочь.

 

Также проверьте, не использует ли педагог приемы, которые травмируют учеников или формируют групповую агрессию. Воспользуйтесь таблицей.

Таблица. Какие приемы использовать в работе с учениками

 

Запрещено

 

Нужно

 

Сравнивать одного ученика с остальными в его или их пользу; обобщать негативную оценку действий одного ученика на всех – это провоцирует взаимное непринятие и буллингХочу такой сайт

 

Высказаться о действиях конкретного ученика, не сравнивая с другими и не перенося оценку поступка на оценку личности учащегося

 

Игнорировать травлю, обиды в адрес кого-то – это ухудшает атмосферу, увеличивает риск аутоагрессии

 

Твердо остановить травлю или обидные действия – «Не надо так делать», «Остановись», «Найди другой способ выразиться»

 

Унижать, отказывать в уважении, например, публично высказываться о недостатках кого-то из учеников – так вы транслируете агрессию как норму поведения

 

Действовать с учетом личных границ учеников, признавать их права на любые мнения и эмоции. Извиниться за форму высказываний и действий, если вышли из себя

 

Читать долгие нотации. Они вызывают скуку, сопротивление и открывают поле для манипуляций – не желая учиться, ученики будут провоцировать на нотации

 

Высказать свое мнение и решение коротко, ясно, однозначно. Не торговаться, реагировать на суть

 

Использовать газлайтинг: убеждать ученика, что некоторых событий нет и не было («да не обижает тебя никто», «ты это выдумываешь»), – это провоцирует депрессию и психические изменения

 

Признать, что проблема есть или что какое-то событие для ученика – проблема. Выяснить, какую именно помощь ученик хотел бы получить от вас

 

Определите уровень тревожности учеников

Психологическая готовность к ВПР, ГИА – это сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков. Чтобы успешно сдать экзамен, написать контрольную, школьники должны уметь настроиться, сосредоточиться и самостоятельно работать с материалом, не надеясь на чью-то помощь. Повышенная тревожность мешает это сделать, что в дальнейшем негативно сказывается на результате.

Проведите диагностику уровня тревожности. Используйте методику многомерной оценки детской тревожности Е.Е. Ромицына. Также можно дополнительно использовать модифицированный вариант методики изучения эмоциональной напряженности
Д.А. Шумилова. Она позволит вам определить уровень умения устанавливать контакты, тревожности перед экзаменами, эмоционального состояния, владения навыками самоконтроля и самоорганизации.

На основе полученных данных выделите учащихся группы риска и организуйте с ними работу. Подключите к работе родителей. Обсудите результаты с учителями-предметниками.

Диагностический инструментарий

Листайте странички, кликая на стрелочки  справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

 Организуйте цикл классных часов

На основе результатов диагностики, наблюдений за классом запланируйте цикл классных часов. Посмотрите и выберите актуальные для класса темы.

Совместно с педагогом проведите информационный классный час. Еще раз напомните ученикам правила проведения ВПР и ГИА, расписание. Расскажите о нововведениях. Раздайте памятки, например: «Какие сайты использовать для подготовки к ОГЭ», «Какие сайты использовать для подготовки к ЕГЭ», «В каких случаях и как подать апелляцию», «Приемы, которые помогут сдать экзамен». Также на этом классном часе сообщите ученикам обобщенные результаты диагностики. Обсудите, какие проблемы в классе мешают подготовке к ВПР и ГИА, как их устранить, какой вклад каждый может внести.

План мероприятий по подготовке к ВПР, ГИА на февраль

Проведите родительское собрание

Цель родительского собрания – напомнить родителям правила проведения ВПР, ГИА. Ознакомьте с расписанием. Дайте рекомендации, какую помощь они могут оказать детям в период подготовки и сдачи ВПР (ГИА).

Совместно с замдиректора и педагогами организуйте родительские собрания. Попросите их подготовить общие рекомендации и при необходимости провести индивидуальные консультации. Примерный план:
1) Цель ВПР, ГИА. Какие изменения в процедурах и правилах будут в 2021 году.
2) Расписание ВПР, ГИА на 2021 год, обязательные предметы.
3) Правила проведения и подачи апелляции.
4) Как помочь ребенку подготовиться к ВПР, ГИА.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 20.02.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(347)662-84-87, +7(347)662-83-09,+7(347)662 83 30

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».